You are here
Когда в России появилось ОСАГО
А между тем, для многих водителей экономия на полисе ОСАГО влетает в огромные убытки. И в той же автоинспекции могут рассказать сотни случаев, как беспечность заканчивается долгими судебными тяжбами и огромными выплатами. И все равно, чужой пример никого не учит. И в нашей стране ОСАГО упорно не хочет приживаться. А речь, между прочим, идет о почти вековой истории. Екатерина Киселева расскажет подробнее.
История ОСАГО в России началась в 20-х годах прошлого века. Идея введения обязательного страхования возникла с появлением первых автомобилей, но не получила своего развития, так как в Советском Союзе они считались роскошью и встречались нечасто.
В 60-х годах руководство страны всё-таки вернулось к этому вопросу, чтобы положить начало отечественной истории развития ОСАГО. У идеи тут же нашлись противники, которые кивали на опыт запада в этом вопросе и отказывались брать пример с капиталистических стран. В итоге возможность застраховать свою автогражданскую ответственность добровольно в России появилась лишь с 1991 года.
В начале 2000-х годов из-за резкого увеличения числа иномарок и беспредела на дорогах вопрос о введении ОСАГО встал остро. Тогда же депутаты Госдумы заслушали законопроект об автогражданке. Принципиально новым стало то, что страховой договор защищал не самого страхователя, а пострадавшего.
Самым спорным моментом стали тарифы. Дебаты растянулись на два года, но даже после того, как закон был утверждён и завизирован президентом, его вступление в силу отложили на 15 месяцев. Чтобы автовладельцы смогли привыкнуть к новым реалиям страхования.
Планировалось, что автогражданка решит сразу несколько проблем. Сможет гарантировать возмещения убытков пострадавшей при ДТП стороне; убережёт автовладельца от солидных сумм компенсации, которую он не в состоянии выплатить самостоятельно; и, пожалуй, главное, замотивирует водителей соблюдать правила дорожного движения.
Однако рукоплескать закону не торопились ни автовладельцы, ни народные избранники. В 2005 г. закон об ОСАГО обсуждался в Конституционном суде. Заседание инициировали депутаты Государственной думы, их поддержали многие регионы. Несогласные указывали на незаконность обязательного автострахования, высокую стоимость полиса, который не по карману пенсионерам, а также на суммы страховых выплат, не покрывающие убытков.
Судьи отказали в исках и подтвердили право государства формировать тарифы, однако обязали внести незначительную поправку в одну из статей. Страховые компании, потратившие солидные суммы на рекламу, обучение специалистов и страховые полисы, были удовлетворены решением суда.
Несмотря на то, система действует уже 15 лет, многие автовладельцы до сих пор считают, что её навязали водителям «насильно», чтобы получить возможность таким образом «собирать деньги» с граждан. На сегодня законодательный акт дополняли и меняли более 25 раз, причем поправки 2017 г. не являются окончательными.
Читайте также
Изменения в ОСАГО вступили в силу с 9 января 2019 года
Опрос: как оренбуржцы относятся к ужесточению наказания за отсутствие ОСАГО?
С 1 сентября полис ОСАГО подорожает на 20%
С января в России начали выдавать обновлённые полисы ОСАГО
Проблема выдачи полисов ОСАГО: мошенничество в сфере автострахования
Опрос: приходилось ли вам сталкиваться с беспределом автостраховщиков?
Потратить неделю, чтобы получить ОСАГО, или Почему страсти на рынке автогражданки не утихают?
Просто выделите некорректный фрагмент и нажмите Ctrl + Enter