You are here

История появления тротуарной плитки в мире

Поделиться: 
Дата выхода: 
Среда, 27 июня 2018

Сама идея вымостить главную улицу города плиткой – пусть не оригинальна, но довольна интересна. Ведь сами традиции берут своё начало в Античности, а в России стали широко распространяться в эпоху Петра Великого. Небольшой экскурс в историю от Екатерины Киселёвой.

Впервые в старой Европе начал покрываться каменными мостовыми Париж, что было сделано по приказу короля Филиппа II в далёком 12 веке. Правда, гранит в них выступал лишь в виде обычных валунов, но грязь на дорогах плотно уложенный камень убавил серьёзно. Прошло 200 лет, и к концу 14 века на родине Жанны д’Арк появилась профессия каменщика и даже королевского мостовщика. Ещё спустя два столетия – уже во времена д’Артаньяна – булыжники стали обтёсывать, и мостовые французской столицы стали укладывать прообразом нынешней брусчатки. Правда, камни в ней весили около 30 кг и имели ребро в 25 см. Так уж решил «король-солнце» Людовик XIV – и в его честь такие мостовые стали именовать королевскими.

Второй страной в Европе, применившей гранит для мощения улиц и тротуаров, стала Чехия. Первый камень пражской мостовой был уложен в 1331-м, и лишь спустя 250 лет эстафету подхватили датчане, за ними голландцы (авторы технологии изготовления тротуарной плитки), немцы, бельгийцы, итальянцы и прочие. В результате, к концу 17 века мощение улиц камнем получило распространение практически во всех европейских странах.

Перенес европейские традиции мощения дорог в Россию и Пётр I. Но сделал это по-русски, издав в 1692 году указ о запрете входа в Москву любого прохожего или проезжего (будь он крестьянином, купцом либо военным) без трёх камней, сдаваемых стражникам у городских ворот. А затем началось строительство Петербурга, и в город на Неве с 1714 года пошла бесконечная вереница барж, лодок, телег, груженных гранитом. При этом каждому транспортному средству приписывалась «норма» привозимых камней, и даже один не довезенный до указанного количества стоил перевозчику солидного штрафа.

Указ оставался в силе более 60 лет, и в результате по общему весу использованного гранита северная столица России превзошла любой другой город планеты. Прежняя столица, после перенесения её Петром на север, в этом отношении сильно отставала, и даже знаменитая Красная площадь впервые оделась в камень лишь к 1804 году, а первая тротуарная плитка в Москве появилась лишь спустя столетие. Третьим же городом, в котором тогда (и поныне) булыжник, а позднее брусчатка покрыли больше всего мостовых, стала Одесса.

Надо сказать, мощение улиц – это несколько дороже, чем использование асфальта, но натуральный гранит или габбро куда красивей, долговечнее и почти в 10 раз дешевле в обслуживании, чем используемый в аналогичных случаях бетон или асфальт. Неудивительно, что выложенные брусчатыми покрытиями площади, тротуары и мостовые уникальны каждая по-своему, в то время как более инновационные покрытия по существу безлики.

 

Читайте также

Нашли ошибку или опечатку? Сообщите нам о ней!
Просто выделите некорректный фрагмент и нажмите Ctrl + Enter
Загрузка...
Сообщить об ошибке в следующей части текста:
Вы можете прокомментировать ваше сообщение.